Всемирно известному американскому писателю-фантасту Рэю Брэдбери нынче 22 августа могло исполниться бы 98 лет: автор антиутопии "451 градус по Фаренгейту", цикла рассказов "Марсианские хроники" и частично автобиографической повести "Вино из одуванчиков" стал культовым в жанре фантастики. Интересно, что многие поколения (!) читателей считали Мастера пессимистом и упрекали его в нострадамусовской попытке навести человечество на скорую гибель или полную деградацию. Видимо, действительно, уровень образования в 21 веке составляет 3% от 20 века. Всемирная слава пришла к Брэдбери после издания романа "451 градус по Фаренгейту" (Fahrenheit 451) в 1953 году. Примечательно, что роман впервые был опубликован в недавно тогда появившемся журнале Playboy. В романе Брэдбери показал тоталитарное общество, в котором любые книги подлежат сожжению. В 1966 году режиссер Франсуа Трюффо экранизировал роман, выпустив полнометражный фильм "451 градус по Фаренгейту". На протяжении всей жизни Брэдбери панически боялся автомобильных аварий. Во время Великой депрессии семье приходилось частенько пересекать страну в поисках места, где можно было обосноваться, и Рэй не раз становился свидетелем кошмарных автомобильных аварий. Однажды он оказался совсем близко возле разбитой машины, в которой лежала умирающая женщина, и некоторое время они смотрели друг другу в глаза. Крайне впечатлительный юноша в тот же день заболел и дал слово никогда не садиться за руль автомобиля. От этих тяжелых воспоминаний он не мог избавиться до конца жизни, а иногда они прорывались и в его рассказах.
(Паровозная бригада №6). Продолжение следует!
Спасибо за раздачу!
Книга Мастера - пророческая и страшная, и дело даже не в сжигании книг, а выжигании умов.. Радует только то, что человечество по своей природе не может не нарушать запреты, и все рано или поздно вернется на круги своя, хотя уже в другой форме... А был ли прав Брэдбери? Не знаю. Но сужу по своим детям, книги у них действительно где-то на последнем месте их интересов. Если вообще там есть. И почти у всех моих знакомых почти та же картина. Тенденция, однако...
Спасибо!
Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Полное имя — Раймонд Дуглас Брэдбери (второе имя в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса). Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери (потомок англичан-первопоселенцев). Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению.
В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес, где Рэй проживает и по сей день. Детство и юношество писателя прошли во времена Великой депрессии, средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии. Будучи молодым он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году наконец не было опубликовано первое его крупное произведение — «Марсианские хроники». Затем (в первых номерах журнала «Playboy») — повесть «451 градус по Фаренгейту». Далее его слава разрослась до всемирной.
Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Фактически же Брэдбери не является фантастом, так как его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастичных произведений у него лишь малая доля. Тем не менее, Брэдбери является обладателем нескольких наград в области фантастики (Небьюла — 1988, Хьюго — 1954), помимо множества общелитературных премий.
Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие рассказы неразвлекательного характера, содержащие короткие зарисовки, сводящиеся к остродраматическим, психологическим моментам, построенные в основном на диалогах, монологах, размышлениях героев, нежели на действии. Несмотря на явный талант к придумыванию различных сюжетов, зачастую занимательных и оригинальных, писатель часто ограничивается бессюжетными зарисовками, очень метафоричными, полными скрытого смысла или же не несущими определённой смысловой нагрузки вообще. И даже в хорошо «скроенных» произведениях Брэдбери может легко оборвать повествование, уйти от подробностей, оставив действие в момент острого накала страстей. Также практически ни в одном произведении писателя не удастся уличить в морализаторстве и навязывании своей точки зрения: в 99 % произведений автор остаётся «за кадром». Ситуация может развиваться сколь угодно пристрастно, но никогда Брэдбери не приведёт читателя к выводу. Словно бы он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой.
И если от иных своих творческих принципов Брэдбери и отходил, то его «язык», то есть способы изложения образов, мыслей, практически никогда не менялся. Характерные черты его языка — это «акварельность», минимум деталей, описаний, подробностей, действий. Имеет место даже не столько фантастичность, (отсутствие реалистичности), сколько пренебрежение значением правдоподобия. Эта черта касается и сюжетов (фантастичность легко уживается со сказочностью, детектив с мелодрамой, сметая рамки жанров), и языка: Брэдбери пренебрегает описаниями мест действий, внешности героев, именами, датами, цифрами. Естественно, в его произведениях не встретить технических подробностей и полное отсутствие вымысла в технической сфере.
Соответственно, не возводя сюжетную основу в абсолют, Брэдбери легко меняет стили и жанры своих произведений. В рассказах одного и того же года написания легко можно встретить и фантастику, и мелодраму, и детектив, и фэнтези, исторические зарисовки, стихи и прочее.
Насколько можно судить по эссе и интервью, Брэдбери проповедует литературу чувств, а не мыслей. Эмоций, а не действий. Состояний, а не событий.
Брэдбери ратует за духовные ценности и прежде всего за фантазию, творчество. Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний мир человека, его мировоззрение, фантазию. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством. В своих произведениях сочувствует прежде всего людям искусства (и даже больше его ценителям), нежели всем прочим. Зачастую при этом на страницах своих книг Брэдбери жестоко расправляется с «врагами» — чёрствыми людьми, лишёнными фантазии, мещанами, чиновниками, политиками — теми, кто препятствует нормальной жизни творческих людей, самовыражению, общению, кто сводит культуру к условностям, массовости, стандартизации, делает жизнь сухой, скучной, духовно бедной, пресной. (в повести «Марсианские хроники» (глава «Эшер II») главный герой с болью и надрывом описывает сжигание книг, но потом хладнокровно убивает с десяток живых людей, при этом обставляя убийства с завидной фантазией, по книгам Эдгара По…)
Своеобразно Брэдбери решает и этические проблемы: зло и насилие в его книгах предстают нереальными, «понарошными». Как некие «тёмные силы», лучший способ борьбы с которыми — их игнорирование, обыгрывание, уход в другую плоскость восприятия. Очень ярко эта позиция нашла отражение в романе «Надвигается беда», где в финале главные герои побеждают «тёмный карнавал» нечисти
Вот и я не перестаю удивляться тому, в какой мере Брэдбери оказался провидцем, и это печально... Язык не повернётся назвать его писателем-фантастом, скорее, философом, обладающим даром заглядывать в будущее.
Читала в своё время с большим интересом, так что, тем, у кого нет "живых" книг этого автора, настоятельно рекомендую хотя бы в аудиоформате.
Все нижеперечисленное уже есть в этой книге, написанной в 1953(!) году. Вот что страшно. А "родственники" - это же нынешние реалити-шоу.
Не зря ТОГДА не было телесериалов. Оставалось только читать и уходить в мир фантазий. Уходить от серых будней. А сейчас.
Жизнь бьёт ключом, и всё по голове.
Согласен, что магазины процветают, но посмотрите что в основном читают. Произведения классики убираются из школьной программы... Может конечно так и должно быть - прогресс и т.п., но жаль...
...Складывается впечатление (лично у меня), что теперь таких книг очень мало. Вот вопрос? ПОЧЕМУ? Где ? Где писатели, которые пишут на века?
Какие уж сейчас писатели, когда все сидят за компьютером в интернете а дети с детсва интерессуются только компьютерными играми
Ну не скажите.
Тем не менее, книжные магазины процветают. Правда, основная масса «просто чтиво». Но, все, же читает народ. Не зря МЫ считаемся (или считались) самой читающей нацией. Не зря ТОГДА не было телесериалов. Оставалось только читать и уходить в мир фантазий. Уходить от серых будней. А сейчас.
Жизнь бьёт ключом, и всё по голове.
Совершенно с ВАМИ согласен. Согласен с Вами на все 100, да, что там 100 НА ВСЕ 1000 %.
Согласен и с ракушками и с телестенами и со словами «шикарно», «прикольно». Хочу только добавить, что я ненавижу слово «ВАУ». Убить готов, когда слышу.
Также как и Вы, книгу прочитал в глубоком детстве. И она меня зацепила. Сильно зацепила. Должен сказать, что в юношестве было больше времени. Сейчас гораздо меньше. Вот и приходится «слушать» книгу, вернее «переслушивать» то, что прочитал раньше. Вспоминать свои (тогдашние) мысли и впечатления и сравнивать с теперешними.
Складывается впечатление (лично у меня), что теперь таких книг очень мало. Вот вопрос? ПОЧЕМУ? Где ? Где писатели, которые пишут на века?